Ликвидация фирм – это прекращение деятельности организации посредством внесения соответствующей записи в реестр юридических лиц, аннулирование прав и обязанностей. Подобное решение принимают учредители компании, утверждая его протоколом общего собрания либо решением единственного участника.
Необходимость проведения такой процедуры, как ликвидация фирм, может возникнуть по самым различным причинам: руководство или собственники отказываются от коммерческих планов по каким-либо обстоятельствам, нет возможности погасить финансовые обязательства и т.п.
В силу требований закона ликвидация фирм считается сложным и ответственным процессом, порядок ее выполнения определяется нормативными актами, однако на практике указания налоговых органов могут отличаться и быть строже, нежели в законе. Процедура проведения ликвидации может иметь свои тонкости, которые устанавливаются распоряжениями конкретных инспекций.
В ряде случаев ликвидация фирм может проводиться по инициативе государства и налоговых органов, например, если деятельность предприятия осуществлялась с нарушениями действующего законодательства. При добровольной ликвидации деятельность компании прекращается без передачи прав и обязанностей третьим лицам, долги при этом считаются погашенными.
Для того чтобы выбрать наиболее оптимальный способ осуществления такой процедуры, как ликвидация фирм, нужно тщательно изучить все документы предприятия. В отношении крупных организаций нужно действовать очень осторожно, процесс проводить поэтапно. Для небольших компаний самым быстрым способом является ликвидация путем смены учредителей и директора.
Смена генерального директора относится к категории изменений, не связанных с корректировкой учредительных документов. Но в силу требования законодательства он подлежит обязательной государственной регистрации. При необходимости сменить руководителя нужно решить несколько вопросов, в частности, на каком основании происходить увольнение, как оформляется, какие документы требуются для назначения на должность нового директора, с какого момента осуществляется переход полномочий и т.д.
Как любой другой процесс, смена генерального директора требует наличия определенных оснований. Кроме общих оснований прекращения трудового договора, Трудовой кодекс предусматривает дополнительные основания для увольнения руководителя. Для проведения процедуры смена генерального директора нужны определенные документы. В первую очередь, оформляется протокол общего собрания учредителей либо решение единственного участника. Во-вторых, издается приказ об увольнении. Стоит отметить, что решение о назначении на должность нового руководителя обычно отражается в тех же документах, что и распоряжение об освобождении от должности прежнего директора, но может оформляться и отдельным распоряжением.
В соответствии с законом смена генерального директора подлежит регистрации в налоговой инспекции, а изменения вносятся в реестр юридических лиц, так как именно там содержатся все данные руководителя фирмы как человека, обладающего полномочиями действовать от имени организации без доверенности.
Документы, подтверждающие, что произошла смена генерального директора, направляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом, которым может выступать либо прежний руководитель, либо новый директор, либо лицо, действующее по доверенности. Подпись заявителя должна быть удостоверена в нотариальном порядке, для этого нотариусу представляются устав фирмы, свидетельство о регистрации и постановке на учет, решение о назначении нового руководителя, выписка и ЕГРЮЛ. Для нормальной работы нового директора и предприятия в целом следует уведомить банк, в котором организация имеет расчетный счет, о том, что произошла смена генерального директора.
Процедура смена руководителя имеет свои тонкости и нюансы, по этой причине лучше всего обратиться за помощью к квалифицированным юристам, которые грамотно оформят все необходимые документы, представят интересы компании в налоговой инспекции, проконсультируют по интересующим вопросам.