Фгос по топ 50 автомеханика

двигателей. Техник - механик в сельском хозяйстве реализующих ФГОС по ТОП-50 к общему количеству образовательных 

ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО»
Ткачева Г.В., доцент кафедры управления развитием
профессионального образования ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО»
Источники формирования содержания профессионального образования
Основные вопросы, которые стоят перед профессиональными образовательными организациями:
Кого учить? Чему учить? Как учить? Как обучен?
Ни на один из этих основополагающих вопросов полного ответа нет, потому что сегодня имеется несколько факторов, влияющих на содержание профессионального образования и не всегда сочетающихся друг с другом:
· Требования основного заказчика – государства (образовательные стандарты ФГОС)
· Требования работодателей Национальные рамки квалификаций, профессиональные стандарты ПС
· Международные профессиональные стандарты, нормы, правила, в т.ч. WS
· Изменения в содержании профессиональной деятельности (Список ТОП-50)
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и среднего профессионального образования были приняты в 2010-12 гг. После реорганизации системы профессионального образования в соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации в 2013 году появились ФГОС СПО, которые предусматривают реализацию двух уровней программ: программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) и программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Существенно за последние годы изменилась законодательная база в сфере реального производства, влияющая на содержание профессионального образования
В 2013 году вышел Приказ Минтруда России «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Определено 9 уровней профессиональных квалификаций, каждая из которых предполагает наличие определенного уровня образования. 2-3 уровни – обязательное профессиональное обучение; среднее профессиональное образование предполагается как обязательное с 4-го по 6-ой уровень, таким образом, подготовка кадров со 2 по 6 уровень – это прерогатива в основном профессиональных образовательных организаций (60-70% всех работающих).
В настоящее время завершается разработка 800 профессиональных стандартов (Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»). С 2016 года начнётся активное внедрение профессиональных стандартов в экономику страны. Соответствующие дополнения о назначении и роли профессиональных стандартов уже сделаны в Трудовой кодекс РФ.
Представлен проект федерального закона «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам» (план принятия 2016 г.).

Можно ли на основе одного ФГОС разрабатывать несколько Организационное и учебно-методическое обеспечение реализации образовательных программ СПО по ТОП-50 И ТОП- 23.01.03 Автомеханик.

Созданная нормативная база обеспечивает условия для практического использования Национальной системы квалификаций, а именно:
применение профессиональных стандартов при организации работы персонала;
независимая оценка профессиональных квалификаций;
профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ и др.
Появляются профессии и специальности, которые не предусмотрены ФГОСами, но имеют большой спрос на рынке труда, о чём свидетельствуют профессиональные стандарты. Изменилось не только содержание профессий, но и название их. Например: ФГОС – Автомеханик, в профессиональном стандарте – Специалист по мехатронным системам автомобиля. Автомехатроник. Во ФГОСе Техник-технолог, а работодатель даёт нам профессиональный стандарт на Организатора строительного производства и предполагает, что такой специалист будет занимать следующие должности: бригадир, мастер участка, прораб, менеджер. Технолог предприятий общественного питания. Повар – одна из самых востребованных специальностей СПО, однако в профессиональном стандарте Индустрия питания работодатель называет должности: старший повар, старший кондитер, шеф-повар, бригадир, менеджер производства. Это всё свидетельствует, о том, что в реальных условиях производства выпускникам колледжей нужно владеть другими профессиональными компетенциями, чтобы быть конкурентоспособными.
В этих условиях содержание профессионального образования существенным образом должно серьёзно корректироваться, чтобы соответствовать требованиям рынка труда, которые определены в перечисленных нормативных актах.
Взаимодействие ОУ и работодателей, как условие реализацииФГОСов
В современных условиях роль работодателя существенно меняется. Произошла смена главного заказчика и потребителя выпускников учреждений профессионального образования: от государства к множеству различных по масштабу и технологиям предприятий, фирм, компаний, влияющих на формирование содержания профессионального образования. Их требования к работникам часто противоречивы, но они предъявляют требования и к содержанию образования, и к срокам обучения, и к уровню подготовки специалистов и способам оценки его уровня.
Работодатель хочет активно влиять на формирование содержания образовательных программ.
Образовательные программы, реализуемые в СПО: ОПОП, профессиональной подготовки и дополнительные. Их основная задача – формирование уровня квалификации. Квалификация определяется и оценивается работодателем.

В указанных ФГОС СПО, в том числе учтены требования профессиональных стандартов, международных 23.01.03 - Автомеханик Доля профессий/ специальностей ТОП-50 в числе реализуемых профессий/.

Существенно меняется взаимодействие образовательных учреждений и работодателей. Сегодня проблема реализации ФГОС СПО связана, прежде всего, с подготовкой специалистов, уровень которых отвечает требованиям работодателей, а это невозможно без составления образовательных программ на основе сопряжения образовательных и профессиональных стандартов. Такие технологии сейчас осваиваются образовательными учреждениями ЯНАО. Например, Новоуренгойский многопрофильный колледж – автомеханик, сварщик, технология предприятий общественного питания. Ямальский многопрофильный колледж – дизайнер, повар, дошкольное воспитание). На базе этих колледжей созданы региональные инновационные площадки для отработки методик и технологий формирования программ разного уровня и изменения содержания профессионального образования.
На содержание образовательных программ влияет и такой объективный фактор как изменение профессий и специальностей. Этот фактор должен учитываться при разработке образовательных программ, поэтому технологии, обеспечивающие их практикоориентированное содержание, формирующее те компетенции, которые сегодня востребованы работодателем, должны использоваться в колледжах при разработке образовательных программ. Методическое обеспечение этого процесса значительно усложнилось, образовательные организации должны владеть технологиями разработки образовательных программ разного уровня, учитывающие требования работодателей. Кафедра профессионального образования РИРО предлагает курс лекций по технологиям разработки образовательных программ, включая их в курсы повышения квалификации педагогических работников.
Изменения в экономике, требуют подготовленные кадры для работы в новых условиях. Следовательно, образовательные учреждения, должны быстро отвечать на запросы рынка труда. Освоение модульных технологий при составлении программ разного уровня сегодня очень актуально. Модульный подход к составлению образовательной программы делает ее мобильной и способной быстро отвечать на вызовы времени, полнее удовлетворять требования работодателя. Модульные технологии активно используются в колледжах в основном при реализации дополнительных образовательных программ. Вместе с тем анализ практик методического сопровождения в колледжах показал, что отдельные модули, разработанные совместно с работодателями по подготовке кадров для топливно-энергетического комплекса успешно используются в основных образовательных программах. Например, Муравленковский многопрофильный колледж, программы подготовки специалистов для топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Педагогические практики в колледжах ЯНАО
Учитывая факторы, влияющие на формирование содержания профессионального образования, колледжи основной акцент делают на развитие системы повышения квалификации педагогических работников. Ноябрьский колледж информационных и инновационных технологий разработал систему формирования и развития компетенций педагога на основе кластерного подхода. Именно кластерный подход позволил объединить педагогов различной профессиональной направленности в реализации программы; комбинаторно сочетать потенциал колледжа и сторонних образовательных организаций. Соответственно программа каждого отдельно взятого кластера объединила знания предметных областей права в образовании, психологии, методики преподавания, действующих стандартов и многое другое.
Системы повышения квалификации педагогических работников сложились как лучшие педагогические практики в Новоуренгойском многопрофильном и Надымском профессиональном колледжах.
С введением в действие с 1 января 2017 года профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» актуализировалась необходимость изменения системы подготовки кадров для ведения методической работы в системе профессионального образования.
В связи с этим кафедра профессионального образования РИРО приступила к разработке программ обучения педагогических работников по данной проблеме.
Методическое сопровождение в системе подготовки кадров должно совершенствоваться за счёт
повышения квалификации педагогов, формирования у них новых компетенций, связанных с методической деятельностью;
внедрения новых технологий формирования образовательных программ всех уровней, отражающих потребности реального сектора экономики, на основе сопряжения ФГОСов и профессиональных стандартов;
создания учебно-методических комплексов по дисциплинам и профессиональным модулям, обеспечивающим формирование профессиональных компетенций (трудовых функций);
внедрение новых форм практики и организации учебного процесса;
использования дистанционных технологий и сетевого взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Предложения в решение Коллегии
1. В целях обеспечения перспективного развития системы подготовки кадров в ЯНАО сформировать Перечень востребованных в округе профессиональных квалификаций (профессий, специальностей, должностей) на основе ФГОС СПО, профессиональных стандартов, Списка Министерства труд

В десятку востребованных на рынке труда «ТОП-50» профессий, требующих Автомеханик; Администратор баз данных; Графический 

ФГОС СПО по ТОП 50 Код Название профессии/специальности Мастер  Специалист по обслуживанию телекоммуникаций Оптик-механик Техник по 

Автомеханик (открыть); Мастер жилищно-коммунального хозяйства (открыть); Мастер сухого строительства (открыть) ФГОС СПО по ТОП-50 (открыть).