Экономические показатели полиграфического рынка России явно указывают на происходящие в нем качественные изменения и положительную динамику этой отрасли в целом. В условиях современной российской реальности печатная индустрия превратилась в весьма эффективную бизнес-отрасль, чему во многом способствовала стабилизация экономической ситуации в стране в целом. Значительно повысились за последние 10-15 лет объемы инвестиционных вложений в СМИ и доходы от рекламной сферы, выросла капитализация медиакомпаний.
За последние два десятилетия полиграфия претерпела значительные изменения в своей структуре. В связи со стремительным развитием мировой экономики и сопутствующих ей сфер — рекламы, упаковки товаров и т.п., появилось множество новых видов полиграфических работ и произошло усовершенствование давно известных технологий печати. Во многом этому способствовало развитие компьютерных технологий, программного обеспечения, позволяющего автоматизировать производство в соответствии с современными требованиями рынка. Следствием повсеместной компьютеризации и развития информационных сетей (Интернет) явилось, к примеру, появление качественно новых мультимедийных изданий, сочетающих в себе традиционный печатный носитель информации с цифровым аналогом (аудио- и видеодиском CD), а также уменьшение тиражей печатных книг и журналов с одновременным повышением их качества. Таким образом, мы видим, что рынок полиграфии остро реагирует на изменения условий современной реальности, а иначе и не может быть в экономически ориентированном мире.
Одним из мощнейших двигателей полиграфии, безусловно, является рекламная отрасль. В связи с этим вполне логично, что на прошедшей в сентябре 2011г. в Москве очередной международной выставке «Реклама 2011» значительное место было отведено анализу современного состояния полиграфических услуг и анонсированию новейших технологических достижений в области печати рекламной продукции. Особый интерес представляет печать материалов для наружной рекламы, т.к. именно эта отрасль является платформой для разработки и внедрения новейших технологий печати. Это обусловлено тем, что для качественной наружной рекламы требуется создать изображения высокого разрешения на поверхностях больших размеров и различного состава. Сегодня для печати наружной рекламы (биллбордов, плакатов, перетяжек, вывесок) используются устойчивые к атмосферным явлениям материалы – синтетическая пленка различной степени матовости/глянцевости и прозрачности, бумага и картон с разнообразием текстур, натуральные и синтетические такни. Наружная реклама заполняет все новые плоскости городского пространства, и полиграфия стремится удовлетворить запросы рынка, разрабатывая и опробуя все новые технологии в области печати, применяемых для этого материалов и последующего размещения (например, печать на самоклеящейся пленке).
Цифровая либо офсетная печать иных рекламных и информационных материалов – визиток, буклетов, календарей, бланков, этикеток, брошюр, книг также претерпевает изменения в сторону улучшения качества печатных носителей и повышения требований к изображению. Нередко успешные разработки в сфере печати приходят сюда из области наружной рекламы, обеспечивая печатным материалам повышенный уровень износоустойчивости и улучшение качества оттиска.
Поиск новых технологий и решений в области полиграфии очень важен — как бы ни развивался мир в сторону оцифровки данных и всеобщей компьютеризации, можно не сомневаться, что печатные материалы всегда будут в ходу.