Как соотносятся понятие мотив и стимул

Важно четко понимать, что такое мотив и стимул, чем они Рассмотрим эти понятия более подробно и начнем с мотивации. Мотив (от 

Как уже говорилось в предисловии, взгляды на сущность мотива у психологов существенно расходятся. Но, несмотря на это, все они сходятся в од­ном: за мотив принимается какой-то один конкретный психологический феномен (но разный у разных авторов). В основном психологи группируются вокруг следующих точек зрения на мотив: как на побуждение, на потребность, на цель, на намерение, на свойства личности, на состояния. Ниже анализируется каждое из этих представ­лений. 3.1. Мотив как потребность
Во многих работах потребность рассматривается как побудитель действий, деятельности, поведения человека.
Принятие потребности за мотив происходит прежде всего потому, что она объяс­няет в значительной степени, почему человек хочет проявить активность. Кроме того, как писал С. Л. Рубинштейн, в потребности содержится активное отношение (стремление), направляющее человека на преобразование условий с целью удовлет­ворения нужды. Следовательно, потребность объясняет, откуда берется энергия для проявления человеческой активности.
Эта роль, потребностного побуждения обстоятельно и с критических позиций рассмотрена в обзоре зарубежных работ Е. Н. Баканова и В. А. Иванникова (1983). Ниже будут изложены основные положения этого обзора.
Принятие потребности за побудитель приводит к двум следствиям: 1) как толь­ко субъект переходит в состояние потребностного напряжения (драйва, нужды), начинается активность организма с высвобождением и тратой энергии; 2) чем выше напряжение потребности, тем интенсивнее побуждение. Поэтому в случае, когда условия не позволяют удовлетворить потребность, энергия должна возрастать и проявляться во все увеличивающейся «нецеленаправленной», «спонтанной», «об­щей» активности субъекта. Именно такое представление о детерминации активно­сти господствовало в экспериментальной психологии в течение нескольких десятилетий и сохраняется у многих авторов сегодня. Оно получило эксперимен­тальное подтверждение во многих работах. Но уже в 50-е годы Д. Кемпбелл и ф. Шеффилд (В. Campbell , F . Scheffild , 1953) на основании наблюдений высказали предположение, что потребностное напряжение не влияет на изменение активнос­ти, а вызывает лишь снижение порога ответа на внешние стимулы. В ряде более поздних работ также были зарегистрированы либо стабильность, либо снижение активности у обезьян и крыс при лишении их пищи и увеличение активности лишь в ответ на внешнюю ситуацию. Затем было показано, что происходит не только снижение «общей» активности животных, но изменяется ее структура, в связи с чем Ж. Нюттен (1975) высказал мнение, что активность, вероятно, никогда не яв­ляется «общей», «ненаправленной».

о понятиях мотив, мотивация, стимул, потребность и как это все соотносится друг с другом.⠀ Стимул может преобразоваться в мотив (делаю уроки, т.к не хочу Есть такое понятие «сдвиг мотива на цель».

Все эти данные заставили большинство исследователей отказаться от драйв-кон­цепции в пользу гипотезы о том, что активность вызывается лишь стимулом и на­личными способами действия с ним. Таким образом, из изложенного выше следует, что органическая потребность (нужда), а именно о ней все время шла речь, не при­водит прямо к активности по устранению нужды, а лишь создает повышенную чув­ствительность к воздействию соответствующих ей внешних раздражителей. При этом возникает состояние «оперативного покоя» (А. А. Ухтомский), отражающее появление доминантного очага возбуждения в пищевых центрах животных.
Конечно, и эта точка зрения при ее абсолютизации имеет слабости. Вряд ли жи­вотное будет находиться в состоянии сниженной активности долгое время; как го­ворится, «голод не тетка», сидя или лежа и умереть можно, рано или поздно оно проявит активность в поиске пищи.
Однако, даже учтя все это, надо признать, что возникновение потребности не может объяснить целенаправленную активность животных и человека, выбор того или иного способа (предмета и действия) удовлетворения потребности; в отноше­нии перечисленного потребностное напряжение (состояние) слепо. Кроме того, было выявлено, что исследовательское и манипуляторное поведение у животных наблюдается и при отсутствии «первичных» потребностей, а актуализация послед­них либо снижает, либо оставляет без изменений исследовательскую активность (Р. Батлер и X . Харлоу [ R . Butler , H . Harlow , 1954] и др.). Была сделана попытка объяснить такое не вызванное органическими потребностями поведение тем, что имеется врожденная потребность нервных тканей в функционировании, проявлени­ем которой является исследовательское поведение (Р. Вудвортс [ R . Woodworth , 1918]). Конкретизацию эта точка зрения приобрела в гипотезе Д. Хебба ( D . Hebb , 1949) о нужде организма в оптимальном уровне активации нервной системы, кото­рый достигается при различных проявлениях активности: исследовательской, манипуляторной, игровой, познавательной. Однако и эта гипотеза не получила полно­го подтверждения, в связи с чем ряд ученых выдвинули новую гипотезу о «внешне вызванном драйве» ( X . Харлоу [Н. Harlow , 1953]; К. Монтгомери [К. Montgomery , 1953]). Под этим термином понимается потребностное напряжение, которое не яв­ляется сигнализацией внутреннего состояния организма, а вызвано внешними при­чинами. Но ряд авторов считают, что и это мало что проясняет, так как в отношении исследовательского поведения драйв не выполняет функции побуждения.

Понятия мотива и мотивации, как показал анализ отечественной и цели, намерения, желания, интересы, а к внешним - стимулы. которое соотносится человеком с внешними условиями (ситуацией), а также с 

Не избавляет от трудностей и постулирование процессуальной потребности на «психическом уровне», например, «потребности в компетентности» (Е. Деси [ E . Deci , 1976]), мотивирующей игровую, исследовательскую и познавательную де­ятельность. Так, с позиции этой потребности трудно объяснить, почему в каждый отдельный период времени человек не во всем хочет быть компетентным, что его потребность «предпочитает» определенный круг вещей и странным образом не за­трагивает тысячи других, а в следующий отрезок времени она переходит на другой, тоже ограниченный круг вещей. Таким образом, «потребность в компетентности» не помогает объяснить ни предпочтений, ни их смен, а значит предсказать, что, как и когда будет делать субъект.
Из своего обзора работ (в основном зарубежных авторов) Е. Н. Баканов и В. А. Иванников делают заключение, что понятие потребности выходит из круга су­щественных признаков побудителя деятельности, так как, во-первых, тканевой де­фицит сам по себе не вызывает активности, а во-вторых, в процессуальной деятель­ности (игровой, исследовательской и т. д.) вообще не удается найти никакого дефи­цита, вызываемого депривацией объекта.
Проведенный этими авторами обзор работ показывает, насколько сложна про­блема мотивации. В то же время делать широкие обобщения из полученных фактов, на которые авторы ссылаются в своем обзоре, тоже не следует. Во-первых, в боль­шинстве случаев исследования проводились на животных, стоящих в иерархии жи­вотного мира не на самых высоких ступенях развития (в основном на крысах). По­этому такие данные не всегда можно прямо переносить на человека: ведь нервная организация последнего намного выше, и вряд ли он станет подчиняться только био­логическим закономерностям возникновения потребностного напряжения.
Во-вторых, изучались только биологические потребности.
В-третьих, тот факт, что в процессуальной деятельности животных (исследовательской, игровой) отсутствуют характерные для потребности черты (такие, как усиление драйва по мере нарастания депривации и феномен насыщения, т. е. редук­ция потребности), может говорить и о том, что существуют потребности иного рода, о которых мы еще мало знаем, не обязательно связанные с дефицитом и потреблени­ем чего-то. По этому поводу П. В. Симонов замечает, что «...изучение исследова­тельского и игрового поведения у животных, ...опыты с сенсорной (информацион­ной) депривацией у человека, последствия социальной изоляции и подобное пока­зывают, что в основе представлений о наличии каких-то иных факторов вне и помимо потребностей, инициирующих поведение, лежит крайняя ограниченность наших знаний о многообразии реально существующих потребностей» (1987, с. 43).
В-четвертых, данные, противоречащие положению об оптимальном уровне акти­вации нервной системы и нарастании потребностного напряжения при депривации, представляются не очень убедительными и скорее могут рассматриваться как част­ные проявления конкретной ситуации. Так, по данным Т. Н. Лебедевой (1971), если в какие-то дни двигательная активность школьников была снижена, в последующие дни они увеличивали свою активность сверх нормы, компенсируя таким образом ее дефицит.
Другое дело, что нарастание потребностного напряжения не всегда приводит к повышению активности, обеспечивающей полную разрядку этого напряжения; пря­мо пропорциональной зависимости между ростом потребностного напряжения и внешней активности может и не быть. Но отсюда вовсе не следует вывод, что по­требность лишена побудительной функции (то, что человек ничего не делает, чтобы устранить чувство голода, еще не говорит о том, что у него нет побуждения поесть). С этой точки зрения критерий для определения наличия побуждения при потребно­сти (уровень активности) выбран не очень удачный, так как реализация побужде­ния у животных (не говоря уже о человеке) может блокироваться многими фактора­ми, которые порой трудно учесть. Другое дело, что, даже признав за потребностью функцию побуждения деятельности, невозможно объяснить весь мотивационный процесс: почему выбирается этот объект, а не другой, почему потребность удовлет­воряется с помощью этой активности, а не иной и т. д.
Очевидно, такое понимание приводит некоторых авторов к игнорированию роли потребностей в активации поведения и деятельности, и эта роль приписывается ис­ключительно мышлению и речи. «Источником активности человека,— пишет А. Р. Лурия, — служат планы, перспективы и программы, которые формируются в процессе сознательной жизни людей; они социальны по своему происхождению и осуществляются при ближайшем участии сначала внешней, а потом и внутренней речи. Всякий сформулированный в речи замысел вызывает целую программу дей­ствий, направленных к достижению этой цели» (1978, с. 125). В другой работе он более детально развивает ту же мысль: «На первых порах ребенок подчиняется при­казу матери; на последующих этапах, когда ребенок сам начинает владет

Прямое сегментирование Цитаты Уточним понятия Стимул к Концепции мотивов потребления, популярные в маркетинге и рекламе Стимул к Как соотносятся понятия: а) «товар» и «продукт»; б) «торговая марка» и 

Соотношение понятий: потребность, мотив, цель, стимул 3.  1.4 показано, каким образом эти группы потребностей соотносятся с категориями, 

Понятия «мотив труда» и «стимул труда» имеют свою специфику. Доля этой части прибыли соотносится с рангом руководителя в иерархии и