Основы мерчендайзера в магазине одежды

Опыт работы мерчендайзером в магазинах одежды (не ниже Premium). Уверенный Знания основ мерчендайзинга и декорирования. Понимание 

Не так давно профессия мерчендайзера представляла собой очередное веяние западной моды. Однако со временем оказалось востребованной самыми различными категориями соискателей. Более того, стало ясно, что загадочный мерчендайзер – это всего лишь стартовая позиция в карьерной лестнице профессионального маркетолога, где многие успешные специалисты начинали именно с мерчендайзинга.
Была полка простая, стала золотая
Мерчендайзер (от английского merchant – «купец») – специалист, работающий в сфере розничной торговли, основной задачей которого является корректное представление продукции компании на рынке. Он представляет торговую компанию в торговых сетях (чаще всего супер- и гипермаркетах), отвечает за выкладку товара, установку сопутствующего необходимого оборудования (холодильники, дополнительные витрины, палеты промоакций), а также – за размещение POS-материалов (рекламных материалов, способствующих продвижению товара).
– Мерчендайзер – это нечто среднее между позицией промоутера и торгового представителя, – объясняет Елена Брыкина, специалист по поиску и подбору персонала холдинга «Империя Кадров». – Мерчендайзеру приходится активно продвигать продукцию своей компании, как промоутеру, а также заниматься посещением точек продаж для анализа текущей ситуации, контроля за темпами продаж товара, уже как торговому представителю. Помимо этого в обязанности мерчендайзера входит выкладка товара привлекательным и удобным для покупателя образом, аудит и корректировка цен, помощь в проведении промоакций. В соответствии с этими задачами и по предварительной договоренности составляется так называемая «планограмма выкладки». Ее делает либо сам мерчендайзер, либо, на основе собранных им данных, более ответственное и компетентное лицо, например, территориальный менеджер.
Различаются визуальный и коммерческий мерчендайзинг. Визуальный больше направлен на то, чтобы сделать «красиво», он работает больше на имидж, нежели на повышение продаж. Коммерческий – на оптимизацию пространства и увеличение объема продаж. Хотя редко можно найти каждый из них в чистом виде, обычно они «работают» в связке. «Например, в одной из сетей супермаркета премиум-класса, – рассказала Юлия, сотрудник отдела мерчендайзинга сети гипермаркетов стройматериалов, – удачным ходом стала продажа свежих продуктов (мяса, кулинарии) в тарелках, а не в лотках, как их чаще всего продают в магазинах – в результате продукты стали выглядеть более аппетитно, и их хотелось попробовать даже несмотря на то, что они были еще сырыми, что создавало стимул для покупки».

В магазинах одежды мерчендайзер следит, правильно ли оформлен, Основные требования – презентабельная внешность, часто 

Типичный пример коммерческого мерчендайзинга – правило «золотой полки»: более дорогой товар ставить на уровне глаз, потому что человек, ограниченный в деньгах, как правило, готов потратить больше времени на поиск нужного товара, тогда как более состоятельный покупатель обычно более импульсивен в своем решении о покупке. В магазинах одежды мерчендайзер следит, правильно ли оформлен, вывешен и разложен на полках товар, и в этом ему помогает так называемый "мерчбук" ("книга" мерчендайзера, составленная головной компанией-изготовителем одежды, где описана текущая коллекция, тренды рынка, и рекомендации головной компании).
– Все мерчендайзеры нашей сети участвуют в оформлении витрины, а в магазине марки Topshop (он относится к fast-fashoin, то есть здесь очень часто меняется ассортимент) мерчендайзер "прикреплен" к каждому магазину, – говорит Надежда Устинова, руководитель отдела по подбору персонала группы компаний (владеет торговыми сетями Mexx, Calvin Klein, Pinko и Topshop). – Он подготавливает инсталляции, используя манекены, одежды и аксессуары, для того чтобы передать настроение текущей коллекции. Кроме того, он находится в течение дня в зале и следит за тем, чтобы товар был вывешен аккуратно и сохранял товарный вид. В фэшн-компаниях мерчендайзеры также делают фотоотчеты для головного офиса о том, как они оформили конкретную линию».
Кстати
Основная задача мерчендайзера – контроль наличия всего ассортимента компании на полках магазина и расположение его в наиболее благоприятных для покупки местах.
В его обязанности может входить:

Универсальный (гибридный). Мерчандайзер с «плавающим» день ото дня графиком, который – в зависимости от необходимости – осуществляет функции мобильного или стационарного. Универсальный мерчандайзер также выходит на замену заболевших стационарных мерчандайзеров. У него бывает смешанный цикл работы: часть рабочего времени он ездит по разным магазинам, часть – находится в каком-либо магазине постоянно.
Одеть Дашу
Западные компании, гораздо раньше осознавшие пользу и необходимость в специалистах такого рода, активно привлекают для работы как молодежь, так и работников со стажем. Основные требования – презентабельная внешность, часто – владение иностранным языком, коммуникабельность, высокая работоспособность. Как правило, начало карьеры приходится на возраст от 20 до 30 лет.
Как и любая новая профессия, мерчендайзеры были очень востребованной и высокооплачиваемой специальностью на заре своего появления, когда таких специалистов были единицы, и компании предлагали любые деньги за возможность иметь одного из них у себя в штате. По состоянию на нынешний день – в связи с возросшей конкуренцией среди соискателей – картина несколько изменилась, и зарплаты уменьшились достаточно ощутимо. Однако западные компании, в отличие от российских, пока еще предлагают социальный пакет в виде оплаты проезда, питания, дополнительных бонусов за реализацию планового объема продаж.

Визуальный мерчендайзер (visual merchandiser) — специалист по разных сферах - от магазинов стройматериалов до элитных бутиков модной одежды, аксессуаров и обуви. Основные функции визуального мерчендайзера:.

По информации холдинга «Империя Кадров», с увеличением объема предложения на рынке, средняя зарплата в мерчендайзинге колеблется в среднем от 18 000 до 25 000 рублей в зависимости от опыта работы. Молодые специалисты без опыта могут рассчитывать на 10 000 – 15 000 рублей.
– Мерчендайзеров мы можем не только набирать на рынке труда, но и «выращивать» внутри компании с позиции продавцов-консультантов – если видим у них вкус и способности. Найти человека с художественным вкусом и желающего работать с одеждой несложно, но не каждый из них может работать мерчендайзером, потому что помимо всего прочего он должен по-настоящему «проникнуться духом» марки, которую он представляет, – отмечает Надежда Устинова из Mexx, Calvin Klein, Pinko и Topshop. – Преимущество при внешнем подборе имеют кандидаты с опытом работы в торговле одеждой, особенно для более дорогих марок. Отсутствие опыта может заменить образование – художественное или в области дизайна одежды. Кстати, один из тестов на способность к мерчендайзингу напоминает детскую игру «одень Дашу», когда кандидату предлагают одеть два или три манекена, выбрав из предложенного вороха одежды наиболее подходящую. Также они проходят тренинги внутри компании: изучают основы цветосочетаний, комбинации между собой различных тканей, регулярно слушают лекции по модным тенденциям.
Кризис снизил количество предложений для таких специалистов, спрос же, как и во всех остальных сферах, возрос по сравнению с ним в разы. Сейчас, как и в большинстве других случаев, компании не испытывают дефицита в кандидатах, поэтому выбор становится больше, а требования жестче. И если раньше из трех отсмотренных претендентов на должность брали двоих, то сейчас работодатель выбирает лишь одного из пяти. «Более того, очень часто компании, дабы избежать затрат, совмещают функции нескольких специалистов в одной должности, поэтому сегодня функции мерчендайзера выполняют и сами продавцы, и администраторы торговых точек», – констатирует Елена Брыкина из «Империи Кадров».
Мерчендайзер может вырасти до регионального мерчендайзера или главного мерчендайзера по России. «Регионалы» занимаются контролем внешнего вида региональных магазинов. Специальное образование также дает преимущества при выборе кандидатов на повышение. И не стоит забывать, что мерчендайзер – это важное звено в структуре продаж. Грамотный специалист может принести компании от 10 до 30% прибыли.
От первого лица
Юлия, сотрудник отдела мерчендайзинга сети гипермаркетов стройматериалов:
Впервые в мерчендайзеры я попала, будучи студенткой очного отделения вуза. Я искала работу с относительно свободным графиком, но позволяющую нормально зарабатывать, и мне предложили должность мерчендайзера в региональном представительстве компании по производству полуфабрикатов, известного производителя пельменей. Опыта у меня не было, но в мою пользу сыграла моя коммуникабельность и то, что на факультете психологии я изучала психологию восприятия и психологию маркетинга, которые мне в будущем очень пригодилось. Кроме того, у меня был небольшой опыт активных продаж.
В мои обязанности входил объезд магазинов, где была представлена наша продукция и выкладка товара наших брендов. Еще совсем недавно далеко не все магазины лояльно относились к мерчендайзингу, и многих раздражали наши требования – поэтому моя работа требовала хороших коммуникативных навыков. В день удавалось объехать порядка 5 крупных, или 7-8 мелких магазинов. Моя зарплата зависела от продаж, и надо сказать, что после моих визитов продажи действительно возрастали.
На качественно новую ступень мерчендайзинга я перешла, перейдя от поставщиков во внутрисетевые мерчендайзеры. Если раньше я была скорее исполнителем, то став мерчендайзером продуктовых супермаркетов, я начала заниматься планированием пространства. В моей работе стало больше аналитики и ответственности, но и больше возможностей. В моем ведении было несколько категорий продукции, которую я должна была презентовать таким образом, чтобы она лучше продавалась. У меня выработался профессиональный взгляд, и сейчас, заходя в магазины как покупатель, я иногда отмечаю ошибки размещения или, наоборот, удачное позиционирование.
Следующим шагом стала работа в сети гипермаркетов стройматериалов, где я отвечаю также за определенную категорию. Особенность этой продукции в том, что здесь приходится при разработке концепции выкладки больше уделять внимания вопросам безопасности, так как габариты товара совершенно иные, нежели в продовольствии. Кроме того, сейчас я работаю в западной ком

Выкладка одежды в магазине Но даже знание основ мерчендайзинга в продуктовом магазине приведёт к увеличению спроса 

Новые вакансии: Мерчендайзер в магазин одежды в Москве. Быстро и  трендов, подготовка магазинов к открытию, основные плата: оклад + 

Стоимость курса «Визуальный мерчендайзинг в магазинах одежды» составляет 18.800 рублей. Основные темы курса: Форматы розничного бизнеса в