Понятие и виды правовых стимулов и ограничений

Понятие правового стимула в налоговом праве Российской Федерации Ведяхин В. М. Правовые стимулы: понятия, виды // Правоведение. 1992. № 1.

<
Актуальность темы исследования определяется следующим. Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения.
Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл, право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.
Тем не менее, следует отмечать строго определены средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования. Эти средства образуют целый, системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность все совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования.
Механизм правового регулирования — это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.
Исследование механизма правового регулирования «вооружает» законодателя «набором» инструментов — оптимальных юридических средств и правовых механизмов — для эффективного решения задач, стоящих на данном этапе развития общества. Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволяет грамотно осуществлять правореализационную юридическую деятельность.
Задачи исследования:
– рассмотреть сущность, понятие, инструменты и основные черты правового регулирования;
– анализ действия механизма и алгоритм правового регулирования.
Цель работы – исследование механизма правового регулирования как эффективного воздействия на современное общество и поведение людей.
Теоретической базой исследования являются работы таких авторов как Алексеев С.С., Бабаев В.К., Баринов Н.А., Ведяхзин В.М., Гойман В.И. Исаков В.Б., Комаров С.А., Малько А.В., Пугинский Б.И., Хутыз М.Х., Черданцев А.Ф. и др.
1.
Право – многогранное явление, которое можно рассматривать с разных сторон. Оно выступает, прежде всего, в роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, меры свободы и справедливости. Здесь в большей степени право характеризуется как цель по отношению к обществу, приобретает мощное социальное звучание. Наряду с этим право можно оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей. Последний подход в юридической науке называют инструментальным, в рамках которого и исследуются правовые средства.

правового стимулирования и правового ограничения. 69. Глава 5. Понятие, виды и функции правовых стимулов. 79. 5.1. Понятие и признаки правовых 

Так же, как и многие иные юридические понятия, правовые средства сначала стали анализироваться на отраслевом уровне, и прежде всего в сфере гражданского права. В данном аспекте под правовыми средствами понимают «юридические способы решения субъектами соответствующих задач, достижение своих целей (интересов)» 1.
Вместе с тем проблема правовых средств является не только гражданско-правовой – она имеет отношение ко всем отраслям права и выступает общетеоретической проблемой. В теории права под правовыми средствами понимают институционные явления правовой действительности, которые воплощают регулятивную силу права, его энергию, которым принадлежит роль ее активных центров 2. В самом общем виде правовые средства – это все те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных правовых целей. Цели могут быть различными, но в конечном счете они сводятся к справедливой упорядоченности общественных отношений. В качестве правовых средств выступают нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания и т. п.
Признаки правовых средств: 1) выражают собой юридические способы обеспечения интересов субъектов права; 2) сочетаясь определенным образом, они выступают основными «работающими частями» действия права, правового регулирования, правовых режимов; 3) имеют юридическую силу и поддерживаются государством. Правовые средства своим действием показывают возможности права, его потенциал в урегулировании общественных отношений, в удовлетворении различного рода правомерных интересов индивидуальных и коллективных субъектов. Собственно правовые средства и придают социальную ценность праву.
В зависимости от отраслевой принадлежности правовые средства могут быть конституционными, гражданскими, административными, уголовными и т. п.; в зависимости от характера – материальными и процессуальными; в зависимости от того, в каком правовом акте они содержатся – нормативными и правоприменительными; в зависимости от функциональной роли – регулятивными (конструктивно-созидательными) и охранительными.
По значению правовые средства подразделяются на основные, применяемые для осуществления своих прав или их защиты, и вспомогательные, т. е. обслуживающие процессы осуществления субъектами их прав и обязанностей. Выделение основных и вспомогательных средств базируется на следующем: право, в его юридически должном представлении, есть системное образование юридических «веществ», а значит, оно устроено таким образом, где использование одних средств поддерживается применением других. Поэтому правомерно выделение двух их групп:

Понятие, виды и функции правовых ограничений. 90. § 4. Правовые стимулы и правовые ограничения как парные юридические категории.124. § 5.

1) средства, которые используются непосредственно субъектами права для достижения фактических целей права в предметной деятельности и в правообеспечительных действиях (совокупность таких средств определена общим и специальным статусами граждан, правоспособностью юридических лиц, а также вытекает из компетенции государственных органов и должностных лиц);
2) «средства о средствах», т. е. те правовые инструменты, использование которых приводит в действие предписание, средства, относящиеся к первой группе. К ним относятся внутриорганизационные нормы (оперативные, коллизионные, дефинитивные и др.), а также правоположения, выработанные юридической практикой, – юридические аксиомы, презумпции, правовые идеи доктринального характера и др. 1
В зависимости от информационно-психологической направленности (т. е. чьим интересам отдается предпочтение) правовые средства можно классифицировать на два больших вида: стимулирующие (поощрение, льготы, субъективные права и т. д.) и ограничивающие (наказание, запреты, обязанности и т. д.).
Юридические средства, сочетаясь определенным образом, участвуют в правовом регулировании и правовом воздействии. Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие – как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей.
Правовое регулирование — это регулирование общественных отношений с помощью норм нрава и других правовых средств (актов применения, договоров и т. д.).
Предметом правового регулирования являются общественные отношения. Они проявляются в поведении, действиях, деятельности людей и ни в чем другом проявляться не могут. Право, регулируя поведение люден, тем самым регулирует и отношения между ними — экономические, политические, брачно-семейные, трудовые и т. д. Однако правовому регулированию подвергаются далеко не все общественные отношения, не всякое поведение человека.
Во-первых, предметом правовою регулирования являются лишь волевые отношения, находящиеся под контролем сознания и воли субъектов. Это естественно, ибо право регулирует поведение человека через ею сознание и волю. Чтобы совершить действие, соответствующее норме права, субъект должен осознать требование нормы и сформировать свою волю в соответствии с требованием, сделан, волевое усилие, заставить себя совершить действие в соответствии с нормой права. Если сознание или воля человека ущербны в силу ряда причин (слабоумие, психическая болезнь и т. д.), то его поведение не будет предметом правового регулирования.
Во-вторых, правовому регулированию подвержены лишь те отношения, которые поддаются внешнему контролю.
В-третьих, правовое регулирование возможно лишь в тех случаях, когда у субъектов есть возможность выбора одного из многих (хотя бы из двух) вариантов поведения. Если такого выбора нет, то требование нормы нрава бесполезно. Нельзя, например, с помощью норм права запретить человеку отправление естественных потребностей: дышать, пить, есть, спать и т.д., обязать его любить или ненавидеть что-либо или кого-либо.
В-четвертых, право регулирует лишь о поведении, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей.
Правовое воздействие — это более широкое понятие. Оно включает в себя регулирование поведения и воздействие на сознание человека, на его социальные установки. Тот или иной субъект может никогда не быть участником каких-либо отношений, не совершать каких-либо действий, предусмотренных нормами права. Однако его ознакомление с содержанием определенною закона оказывает влияние на его сознание, мировоззрение. Например, человек может никогда не оказаться в ситуации необходимой обороны, никогда не быть депутатом, но ознакомление с соответствующими законами развивает его сознание. В этом плане можно отметить, что право не только регулирует поведение людей, но и способствует формированию политического, правового и нравственного сознания членов общества, его поведенческих установок.
Уже из определений видно, что эти понятия не совпадают. Второе – объемнее первого. Ведь, как правило, одно понятие определяют через другое – более широкое. Так, термин «регулировать» толкуется в словарях следующим образом: «упорядочить, направить что-нибудь, воздействовать на что-нибудь с целью внести порядок, правильность…» 1. Термин же «воздействие» обозначается как «система действий, имеющих целью повлиять на кого-, что-нибудь» 2.
Различия между правовым регулированием и правовым воздействием сост

Стимулы и ограничения в праве - коротко, для подготовки к экзамену. Виды правовых стимулов (в зависимости от): Экологический кризис: понятие, причины, формы проявления и пути преодоления 14 сентября 

требует более широкого использования различных правовых стимулов, и  Ведяхин В.М. Правовые стимулы: понятия, виды // Правоведение. 1992.

Понятие правового стимула. Классификация правовых стимулов. появление и развитие новых видов поощрения, стремление в