Великий водопад Ниагара — закрыт! — такое объявление можно было видеть с июня по декабрь 1969 года на дорогах северо-востока США.
Миллионы лет несет свои воды река Ниагара, вытекающая из озера Эри, миллионы лет трудится она, стараясь спрямить свое ложе. Ведь капля, как известно, камень точит, а тут больше четырех миллионов литров воды в каждую секунду вечности.
Низвергаясь с высоты в пятьдесят метров, могучий поток, естественно, углубляет дно в месте своего падения. Одновременно он «поедает» тот порог, который служит ему трамплином.
Породы, из которых сложены дно и теснина, нельзя назвать очень уж твердыми: пласты жесткого известняка перемежаются здесь мягкими глинистыми сланцами. Поэтому сам водопад издавна вел кочевой образ жизни — медленно, но верно он смещался вверх по течению. Что же будет, когда он достигнет озера Эри?
Вопрос этот далеко не риторический. Ниагара давно уже стала чрезвычайно доходным предприятием. Во-первых, колоссальный источник электроэнергии — в потенциале семь миллионов лошадиных сил, причем США и Канаде, совместно владеющим этим чудом природы, даже не понадобилось строить плотину, чтобы создать перепад в уровне воды.
Во-вторых — зрелище. Грохот падающих вод, гигантская туча брызг, вечно пронизанная радугой, завораживающее кипение струй, ощущение вечности — за все это турист готов платить и платить: в двух Ниагара Фоллз — городах-тезках, пышно расцвело гостиничное дело.
Природа предупреждала человека не раз: в 1931 и 1954 годах огромные массы земли, подмытые рекой, рухнули в воду. Общая масса обломков известняка и сланца, смытых течением, достигла тогда 260 тысяч тонн. Специалисты предрекали новые беды. Необходимо было действовать.
В июне 1969 года временная плотина протяженностью более 200 метров перегородила принадлежащую США протоку Ниагары. Впервые с незапамятных времен на Козни остров, делящим порог на две части, можно было пройти посуху. И инженеры и геологи не преминули этим воспользоваться. Над осушенной бездной появились бурильные вышки. Рядом с ними — странные устройства — брызгальные установки. Они орошают голые скалы, чтобы известняк, непривычный к такой искусственной засухе, не начал трескаться. Впрочем, трещин естественного происхождения здесь тоже хватало. В них под большим давлением вводили цементирующим раствор, где надо — подкладывали и бетонные плиты. Тем временем внизу, в осушенном нижнем бьефе, подобно муравьям, суетились бульдозеры и скреперы. Они увозили тысячи тонн низвергнутых потоком скальных обломков. Купить бульдозер, а так же другую технику для строительства (такую как автокраны ZOOMLION XCMG, самосвалы Shaanxi и даже экскаваторы Yuchai) можно на сайте kst-dv.ru
Наконец ремонт был окончен. И толпы туристов, усеявших смотровые площадки огромных набережных Ниагары, плоские крыши отелей-небоскребов и палубы прогулочных пароходов, смогли опять любоваться кипеньем величественнейшего из водопадов.