Среди многочисленной команды древнегреческих богов была и Ирис – богиня радуги. В честь названы цветок и химический элемент иридий, а полиграфисты увековечили ее имя, дав его особому способу офсетной печати – ирисовой, или радужной печати. Производственники именуют ее просто «радужкой».
Радужную печать вы, наверняка, видели. Присмотревшись к старинным и современным банкнотам России (да не только России), вы без труда обнаружите места, где один цвет незаметно переходит в другой. Вот такая печать и называется ирисовой.
Изображенное с помощью ирисовой печати выглядит на бумаге очень красочным и словно переливается. В этом и состоит эффект отсутствия четкой границы между разными цветами. Как это делается? С одной рабочей формы на поверхность наносят сразу несколько красок. Они находятся в одном небольшом контейнере, в котором есть разделители и отсеки. Полиграфическое устройство имеет ряд особых растирочных валиков, которые перемещаются в осевых направлениях. Если для устройства запрограммировать малый ход, то на заданных участках краски будут плавно перемешиваться и попадать на носитель, обычно – на бумагу. Так на ней и возникает бликовый эффект.
Для получения его нужны очень качественные расходные материалы. Краска должна иметь повышенную вязкость. Поэтому такая продукция стоит дороже, да и не все полиграфические фирмы за нее берутся. Это снижает вероятность подделки бумаг, на которых использована высококлассная ирисовая печать, она служит своеобразным способом защиты от фальсификаций. Поэтому с применением «радужки» изготовляют серьезные юридические и государственные документы – дипломы, свидетельства, сертификаты, банковские бланки, логотипы и другие.
Технически менее сложные варианты радужной печати используют достаточно широко и в обычной продукции: при печати рекламных буклетов и флайеров, настенных и карманных календарей, цирковых афиш.
Иногда в литературе и Интернет-источниках указывают, что радужную печать изобрел Иван Иванович Орлов, работник Экспедиции заготовления государственных бумаг при Минфине Российской империи. Такие утверждения — результат путаницы. Орлов изобрел другое полиграфическое новшество — так называемую «орловскую печать», при которой цвета тоже незаметно переходят друг в друга, но в пределах одной-единственной линии.