В СССР полиграфическая промышленность была представлена крупными предприятиями и небольшими типографиями на базе учебных заведений и предприятий иных отраслей промышленности. Почти все союзные республики и областные центры располагали мощными полиграфическими объединениями, включавшими издательство и типографию и выполнявшими госзаказы. Это, к примеру, «Лениздат», «Ульяновская правда», «Тимпул», «Молодая гвардия» и другие.
Государство было одновременно и заказчиком, и исполнителем. Снабжение материалами и оборудованием, обслуживание производства осуществлялись специально созданными госструктурами, находившимися в подчинении республиканских госкомитетов по печати, подчиненных, в свою очередь, общесоюзному Комитету по печати.
Крах плановой экономики, повлекший развал почти всех отраслей промышленности и сельского хозяйства, и зарождение рынка в 1986-94 годах привели этих гигантов к распаду, поскольку их производство было рассчитано на огромные объемы, а соцотношения не требовали умения работать с клиентами и понимания законов рынка.
Это привело к возникновению частных полиграфических предприятий – центров и кооперативов, большинство из которых были созданы путем приватизации мелких типографий. У них отсутствовали средства на покупку нового оборудования, поэтому почти все они использовали офсетные печатные машины Dominant и Romayor, выкупленные или взятые у госпредприятий.
Развитие полиграфического рынка РФ началось с расходных материалов – бумаги, красок, офсетных полотен и прочих. Накопив первоначальный капитал, кооперативы смогли начать сотрудничество с иностранными фирмами, такими как MAN Roland, Ryobi, Heidelberg, Riso, KBA, предлагавшими на российском рынке свои продукты – оборудование, технологии, материалы, сервис.
В конце 90-х начали возрождаться и заказывать печатную продукцию (этикетки, упаковку, обои, бирки, проспекты, плакаты) многие промышленные предприятия. Тенденции рынка сделали одним из ведущих направлений в полиграфии печатную рекламу. С начала 2000-х годов полиграфический рынок в России вступил в этап бурного развития, однако уже к 2008 году наступило его насыщение, совпавшее с глобальным финансово-экономическим кризисом. Возникла тенденция к слиянию полиграфических компаний, актуальная и по сей день.